Автоматизация управления предприятием

В условиях современного рынка любое предприятие, находясь на этапе развития, изменения и расширения, начинает испытывать всеохватывающую необходимость в автоматизации бизнес-процессов. Благодаря использованию программного обеспечения, реализованного в «настольных» или «облачных» приложениях, можно оптимизировать выполнение самых типичных однообразных операций, которые, однако, являются необходимыми для функционирования компании. Первое время (1970-е годы) системы автоматизации управления использовались только на крупных предприятиях, однако сейчас эти решения также находят применение в компаниях среднего бизнеса и даже мелких фирмах. Разработчики программного обеспечения поставляют готовые продукты, подходящие для любого вида предпринимательской деятельности, а также предлагают вариант создания приложений под заказ. Следует более внимательно рассмотреть наиболее популярные типы систем автоматизации управлением.

CRM-системы

Системы управления взаимоотношениями с клиентами (от англ. Customer Relationship Management) предназначены для автоматизации основных операций между клиентами и заказчиками. Благодаря сохранению информации о потребителях товаров или услуг и истории взаимодействий, появляется возможность проведения анализа бизнес-деятельности и разработки стратегии, направленной на оптимизацию маркетинговых кампаний и увеличение степени удовлетворения нужд клиента. Как следствие, возрастает количество клиентов и повышается уровень продаж, а значит и получаемая прибыль.

Применение централизованной и автоматизированной обработки данных позволяет с максимальной эффективностью и минимальным участием сотрудников учитывать особые потребности каждого конкретного клиента. Оперативность обработки информации дает возможность избежать заранее выявленных рискованных решений и воплощать в жизнь потенциальные возможности.

HRM-системы

Системы управления персоналом (от англ. Human Resources Management) предоставляют возможность единого централизованного управления рабочей силой компании. Их базовыми функциями являются: учет и обработка кадровой документации, а также расчет зарплат, премий, компенсаций, бонусов и прочих денежных выплат персоналу. Кроме того, HRM-системы позволяют осуществлять автоматизированное ведение карточек сотрудников, учет рабочего времени, планирование отпусков, создание штатного расписания.

Также HRM-системы обладают следующими дополнительными возможностями: поиск и подбор персонала, приобретение талантов, управление эффективностью трудовой деятельности и профессиональными навыками сотрудников, планирование карьеры, администрирование льгот, планирование преемственности и т. д.

SRM-системы

Системы взаимоотношений с поставщиками (от англ. Supplier Relationship Management) нацелены на решение стратегических задач — определение наиболее подходящих поставщиков, выбор новых видов продукции для выпуска из доступных вариантов, реализацию всего цикла закупок, включая электронную торговлю, а также оперативное отслеживание деятельности снабженцев. Данные решения объединяют в себе инструменты для оценки, анализа и распределения поставщиков, создания стратегии и прогнозов взаимодействия с ними через электронные и традиционные каналы. Используя SRM-системы, компания получает возможность находить партнеров, которые будут наиболее оптимально удовлетворять существующие потребности в товарах и услугах.

Для обеспечения получения стабильного и постоянного дохода, компании необходимо иметь сбалансированную систему управления расходами на снабжение. При условии сокращения затрат на приобретение товаров и услуг повышается рентабельность бизнеса, и это происходит без изменения (в худшую сторону) качества, и даже без увеличения уровня продаж. Автоматизация всех процессов, объединяющих в себе выбор источника поставок и снабженческую деятельность обеспечивает большую «прозрачность» логистической сети и предоставляет оперативный обзор всех расходов, связанных со снабжением.

ERP-системы

Системы планирования ресурсов предприятия (от англ. Enterprise Resource Planning) позволяют управлять трудовыми ресурсами, осуществлять финансовый менеджмент и распоряжаться активами с помощью специального программного обеспечения. Для обеспечения проведения этих действий используется единая транзакционная система, которая сводит в общую базу большинство операций и бизнес-процессов компании, независимо от функциональной и территориальной удаленности мест их возникновения и осуществления.

Многие ERP-системы, в силу своего всеохватывающего характера, являются универсальными, то есть могут применяться в любых компаниях, независимо от специфики деятельности. При необходимости, к системе можно подключать специализированные модули, которые позволяют подстроить работу программы под наиболее специфические бизнес-процессы, которые особенно свойственны для инновационных и узкопрофильных предприятий.