Управленческий консалтинг

Одним из главных условий успешного развития бизнеса в условиях современной экономики является умение опережать запросы рынка товаров и услуг. Это умение обуславливается способностью компании к изменению управленческой модели в соответствии с текущей ситуацией. Управленческий консалтинг — это комплекс услуг, направленных на изучение и анализ структуры и функций компании или ее подразделения. Главной целью является выявление возможностей и разработка стратегий для повышения эффективности работы предприятия на управленческом уровне, и, при необходимости, содействие в реализации предложенных решений.

Процесс консультирования является логической цепочкой процедур, которые выполняются совместно консультантом и клиентом для решения проблем и осуществлении изменений на предприятии.

Консалтинг включает в себя несколько крупных этапов (анализ, разработка и внедрение рекомендованных решений), которые можно разбить на конкретные процедуры. Выделение в консультационном процессе этапов имеет огромное практическое значение, так как это дает возможность создать структурированную основу для принятия решений, осуществлять согласованную коммуникацию, проводить мотивированную организацию проекта.

Обычно, услуги по управленческому консалтингу разделяют в соответствии с господствующими на рынке структурами менеджмента: организация производства, маркетинг и продажи, дистрибуция, управление персоналом, финансовый менеджмент и т. п. Однако, с развитием информационных технологий, добавилась еще одна отрасль — подбор и внедрение IT-систем, а также связанные с этим обучение сотрудников и видоизменение соответствующих процедур, документации и рабочих методов.

Многие консультационные услуги направлены на решение определенных специфических задач, которые захватывают сразу несколько управленческих функций и процессов. Креативное решение таких проблем включает использование новых возможностей и преодоление ограничений. Примерами решений подобных задач могут быть: территориальное расширение бизнеса, передача технологий, написание лицензионного соглашения, разработка инвестиционного проекта, выведение бизнеса в Интернет и др.

Любой бизнес, не зависимо от рода деятельности, — это прежде всего человеческая система. Поэтому одним из фундаментальных факторов деятельности компании, который должен пройти организационное преобразование является управление трудовыми ресурсами. Люди должны понимать суть изменений, принимать их и иметь желание содействовать их реализации.

В процессе внедрения организационных преобразований, работникам придется овладеть новыми знаниями, освоить новые методы, усовершенствовать свои навыки, переменить рабочие привычки, даже отказаться от некоторых, изменить свое отношение к исполнению своих обязанностей в компании. Важно понимать, что эти требования касаются каждого сотрудника предприятия, начиная с главных управленцев. Те, кто ожидает изменений от коллег и подчиненных, должны быть готовы переменить и собственные поведение и отношение к работе.

Главным результатом консалтинговой деятельности является осуществление изменений, в первую очередь — в структуре и методах управления. Преобразованию может подвергнуться любой аспект деятельности предприятия: базовые установки бизнес-процессов, уровень развития, правовые механизмы, форма собственности, источники финансирования, взаимодействие с партнерами.