Макдональдизация

В 1939 году братья Морис и Ричард МакДональды, которые к этому времени уже потерпели ряд неудач при попытке заняться розничной торговлей, заметили, что единственным видом бизнеса, который приносит постоянную прибыль в условиях экономической депрессии были киоски с хот-догами. В свете этого открытия, они решили открыть придорожную забегаловку, в которой продавали фаст-фуд. За первый год работы бизнес принес 40 тыс. долларов.

Братья провели детальное исследование предприятия для того, чтобы выяснить причину такого ошеломляющего успеха и найти возможности увеличить прибыль. Они решили реорганизовать работу заведения следующим образом:

  • Отказались от обслуживающего персонала, посетители самостоятельно забирают заказ на кассе.
  • Меню сократили с 25 наименований до 9.
  • Тарелки заменили картонными коробками, способствуя продажам блюд «с собой». Также отпала необходимость в мытье посуды.

Один из поставщиков МакДональдов был настолько впечатлен их предприятием, что предложил выкупить права на франшизу. Этот человек — Рей Крок — создал бизнес модель, работая по которой он увеличил количество фаст-фудов с семи в 1955 году до более чем 30 000 сегодня.

Главная особенность бизнес-модели «МакДональдсов» заключается в том, что они реализуют однородною продукцию в огромных количествах. Такая деятельность имеет множество аспектов, из которых можно выделить следующие:

  • Эффективность. Дешевизна производства, скорость доставки и рациональное использование ресурсов.
  • Измеримость. Многие операции проходят с учетом количественных показателей, таких как вес, размер, время ожидания и стоимость.
  • Предсказуемость. Покупатели могут с уверенностью приобретать продукцию в любой точке мира без задней мысли. Можно без опаски покупать биг-мак как в Манчестере, так и в Пекине — качество и вкус не будут отличаться.
  • Контроль. Изготовление подобной продукции включает в себя использование известного набора материалов и простой, предопределенной последовательности задач. Исходя из этого, оценку эффективности очень просто осуществить путем сравнения фактических расходов с расчетными.

Конечно, это не новая идея. Подобный метод управления был разработан еще Ф. Тейлором и Г. Фордом. Макдональдизация — это развитие старых идей, которые в некоторых отраслях экономики перестали быть актуальными.

В наши дни большинство разговоров об управленческом учете вертятся вокруг того, как уменьшающийся цикл жизни продукта, возрастающая кастомизация и расширение послепроизводственного обслуживания ограничивают саму концепцию расчетной стоимости. Более того, звучат заявления о том, что традиционный подход (статическая оптимизация) к оценке эффективности посредством сравнения фактических расходов с расчетными не учитывает целый пласт современных методик в таких областях как всеобщее управление качеством, функционально-стоимостный анализ и беспрерывное усовершенствование процессов. Все это вступает в конфронтацию с бизнес-моделью МакДональдов.

В 1993 году американский социолог Джордж Ритцер выпустил книгу «Макдональдизация общества». Он употребил слово “макдональдизация” с пренебрежением, указывая на следующие отрицательные стороны:

«Быстрая еда» в МакДональдсе не такая уж и быстрая. Посетителям часто приходится стоять в длинных очередях прежде чем они смогут получить свой заказ, а потом еще нужно найти свободный столик, за которым можно было бы поесть. Размер и качество порции могут быть предсказуемыми, но второй показатель не выше среднего. Использование одноразовой упаковки и посуды перекладывает расходы по их сбору и утилизации на коммунальные службы, работа которых оплачивается из налогов.

Посетители занимаются самообслуживанием, и им приходится убирать со столов остатки еды и упаковки, что также является проявлением перекладывания расходов.

Стандартизация и разделение рабочих процессов дает работникам очень мало ответственности и возможностей для развития. Взаимодействие с низкоквалифицированным и низкооплачиваемым персоналом отрицательно сказывается на впечатлениях посетителей.

Подходы, используемые в макдональдизации, глубоко проникли в разные отрасли экономики. Например, пользователям онлайн-банкинга приходится выполнять львиную долю работы самостоятельно. С помощью компьютера можно получить доступ к собственному счету и проводить некоторые операции, а наличные можно получить в банкомате. Этого может быть вполне достаточно, пока не возникнет какая-то проблема или специфическая необходимость. Тогда приходится звонить в банк, выслушивать автоответчик, ждать свободного оператора…

Многие поставщики услуг используют бизнес-модели, включающие элементы МакДональдовского подхода для уменьшения собственных затрат. Однако проблема заключается в том, что снижение расходов часто связано их экстернализацией, ухудшением качества, у недостаточным вниманием индивидуальным потребностям покупателей. Все эти факторы противоречат современным концепциям и бизнес-практикам, которые используются во многих отраслях экономики.

Макдональдизация как бизнес-стратегия может быть удовлетворительной в некоторых сфера предпринимательской деятельности. Однако есть свидетельства того, что в других отраслях бизнеса такие идеи могут быть неприемлемыми.